Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, высокие гости и эксперты, представители традиционных религий России, всечестное казачество, дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня здесь, на священной земле Кавказа, в Граде Святого Креста, мы обращаемся мыслью к России будущего. Мы понимаем, что это будущее творится уже сейчас. Среди нас возрастают, ищут себя, трудятся и мечтают те, кому предстоит не только жить в будущей России, но и даже созидать ее. Мы не знаем, какой станет наша страна спустя поколение, но можем выразить в диалогах нашего Форума, какой хотели бы видеть ее.
Многих тревожат знаки времени и негативные тенденции в молодежной среде. Молодые люди нередко становятся легкой «добычей» пропаганды безнравственности и насилия, пренебрежительного отношения к профессии и труду, браку и семье. Что можно сказать на это? – «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления».б – Это не мои слова, их приписывают на многих интернет-сайтах первому древнегреческому поэту Гесиоду (VIII век до Рождества Христова). Однако ученые считают, что Гесиод такого не писал – не стоит так говорить и нам. Поистине духовным ответом на эти тревоги и переживания станут слова нашего ставропольского святого – святителя Игнатия Брянчанинова: «Будущее России в руках Божественного Промысла».
Эти слова он написал своему другу Кавказскому Наместнику Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому в горестные дни после Крымской войны. 12 июня того же года он из Оптиной пустыни отвечал на письмо Николая Николаевича, полученное из Ставрополя: «Несите свой подвиг единственно для Бога и добродетели, а не для истории и мнения о Вас людей: и история, и мнение человеческое безжалостны к эгоистам, ищущим всеми ухищрениями земной славы; напротив того, они благоговеют пред служителем добродетели, благородно забывающем о них и имеющем в виду славу от Бога в вечности: они отдают ему справедливость рано или поздно… Вера в Бога… преодолевает все скорби и искушения, побеждает все препятствия!».
В наше время незаслуженно забытый идеал личности, стремящейся к добродетели, к миру с Богом и окружающими, активно вытесняется образом успешного человека, который достаточно состоятелен, чтобы удовлетворить любой свой каприз и любое желание. Однако «какая польза человеку, – говорит Евангелие, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). Когда в обществе потребления критерий нравственности вытесняется категориями комфорта, люди не только постепенно утрачивает свое достоинство (превращаясь в человеческую «массу» и объект рынка), но и со временем теряют саму человечность. «Для достижения комфорта молодые пары добровольно отказываются от рождения детей и убивают зачатых младенцев. Для достижения комфорта отправляют в специальные лечебницы и дома престарелых своих родителей, лишь бы не мешали жить. Для достижения комфорта разрушаются семьи и отнимается право женщины на материнство, одновременно современные технологии превращают женщину в платный инкубатор. В конце концов, для достижения комфорта применяют эвтаназию, поскольку жизнь в страданиях и болезнях якобы уже не является жизнью и не нужна».
Для православного человека много значит навык поста и воздержания. Его цель – поставить душевные стремления выше телесных инстинктов, обуздать свои пожелания ради нравственных приоритетов. Казалось бы, отказывающий себе в чем-либо человек ставит рамки для своей свободы, частично теряет ее, но на самом деле он силой воли выбирает наиболее значимые для него вещи, расширяет границы своей свободы, избавляясь от порабощения собственными пороками. Святейший Патриарх Кирилл еще 10 лет назад на Всемирном экономическом форуме в Давосе, обращаясь к молодежи, сказал: «Человек, способный ограничивать свои потребности, может решать задачи, которые никогда не решит тот, кто не умеет ограничивать самого себя. Но ведь самоограничение – это не та ценность, которую предлагает современная цивилизация… мы живем неправильно и за эту неправильность наказываемся Богом… Бог создал землю не для того, чтобы мы безгранично повышали уровень своего потребления и жили так, как об этом мечтают на Давосском форуме. Поэтому очень важно включать во все дискуссии об экономическом росте, о преодолении экономического кризиса (правильные, умные дискуссии) то измерение, которое касается человеческой личности… Нынешний кризис, который проецируется на разные стороны жизни, в том числе на экономику – это, в конце концов, кризис личности. И у нас с вами будет кризис не только в экономике – кризис будет связан и с научным прогрессом, с новыми открытиями, если не будет преодолен кризис человеческой личности. Глубоко убежден, что преодолеть его можно только на пути сочетания свободы и нравственной ответственности».
Сегодня на полях нашего Форума будут проходить очень важные дискуссии о материальных аспектах будущего нашей страны, о благосостоянии народа, о том, в каких экономических условиях и при каких возможностях современной молодежи предстоит строить Россию, свой большой дом. Однако вслед за Святейшим Патриархом я хотел бы подчеркнуть духовные аспекты нашего будущего. Что вкладываем мы в сочетание свободы и ответственности?
Совсем недавно мы отмечали 100-летие революции, затем Гражданской войны, и хорошо помним, как на вопрос «хотите ли вы быть свободными?» наш народ ответил большой кровью. Только пройдя через все последующие страдания, лучшие умы осознали, что это непростой вопрос, и ответ на него может открыть как врата рая, так и двери ада. Свобода вложена Богом в человека, и «хотим» – это единственный ответ, но последствия его зависят от того, успел ли человек разобраться, что такое свобода. Сегодня мы видим колоссальную трагедию современной человеческой цивилизации, эрозию той самой цивилизации, которая была основана на идее свободы без нравственности. Недосказанность ее проповедников дорого обошлась тем, кто не задумывался, что свобода без нравственной ответственности – это путь в ад. Если мы не собираемся отвечать перед Богом и людьми за последствия своего свободного выбора, если, ссылаясь на права и свободы человека, мы раскрепощаем грех, то инстинкт разрушения, вырвавшись наружу, не щадит никого. Вне нравственного контекста никакими законами мы не сохраним жизнеспособность общества, не остановим коррупцию, злоупотребление властью, распад семей, сокращение рождаемости, разрушение природы, проявления ксенофобии и оскорбления религиозных чувств.
Размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, информационная экспансия потребительских моделей поведения, распространение человеконенавистнических идеологий приводят к реальным жертвам. «Синие киты» и «колумбайны» (керченские, казанские, пермские и др. стрелки) представляют собой угрозы ментальные, на счету которых уже сотни безвременно оборванных реальных жизней наших детей.
Но есть и другая сторона – есть традиционные духовные ценности, которые играют огромную роль в жизни молодежи (даже если кто-то еще не задумывался об этом), которые создают для наших детей ментальную защиту, нравственный иммунитет. Как ориентирована сегодня молодежь в этом пространстве? Какую помощь можем мы оказать ей на этих рубежах? Надеюсь, эти важные проблемы глубоко раскроют эксперты нашего Форума в рамках работы секций, которые Вы видите в программе.
Экономические и политические факторы не могут быть самодостаточной основой благополучия народа. Существующие общественные ценности прав человека, верховенства свобод и демократии в условиях морального релятивизма останутся лишь бесполезными формами, которые в некоторых ситуациях могут принести и зло. Самый наглядный пример – это упадок семейных ценностей в результате смены нравственных приоритетов. Как ценность семьи может быть меньше вышеупомянутых ценностей, если ее разрушение приводит к катастрофической убыли населения? Кто будет пользоваться политическими достижениями, если народ физически прекратит свое существование или сократится до такого количества, когда его роль не будет значима на суверенной территории?
В этом году Президент Российской Федерации В.В.Путин в Послании к Федеральному Собранию охарактеризовал демографическое положение в нашей стране как «чрезвычайную ситуацию» и обозначил сбережение народа России «высшим национальным приоритетом». Впервые защита семейных ценностей внесена в Конституцию, а цели народосбережения – в Стратегию национальной безопасности и ряд правительственных документов. С одной стороны, всем очевидно, что традиционная многодетная семья сегодня – вопрос выживания русского народа. С другой стороны, мы видим, что не только единый системный подход, но и многие важнейшие элементы, необходимые для развития семейно-ориентированных мотиваций молодежи, недостаточно представлены в современной действительности. В этих условиях любые информационные выпады против нравственных основ семьи, даже под предлогом защиты прав и свобод, становятся уже не просто демагогией, а преступным соучастием в гибридном геноциде, ментальной угрозой существованию русского народа.
Мы не должны бояться внешних угроз, мы должны работать над собой. Надеюсь, авторитетнейшие эксперты нашего Форума не только дадут анализ текущей ситуации, но и покажут пути выхода из нее. В том числе, пути сохранения и укрепления молодой семьи в России. Той всесторонней помощи общества, государства и Церкви молодым семьям, которая поддержит их в свободном и счастливом выборе многодетности, раскроет потенциал истинной материнской любви и отцовства, способного принять на себя ответственность за семью, облегчит молодым супругам неизбежные трудности самоограничения ради детей, ради своих любимых, ради своего будущего.
Нам предстоит много работы в эти дни, и я хотел бы, чтобы всех нас в этих трудах вдохновляли пророческие слова Святителя Игнатия Брянчанинова, запечатленные в письме Муравьеву-Карскому уже после ухода на покой со Ставропольской кафедры: «России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ея будет соответствовать пространству… Враги разбудят, потрясут Россию… (через огромный труд, подвиг и самоотвержение) произведут в ней невольное развитие силы (нравственной и духовной), но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение».