hello

Итоговый документ VII Ставропольского Форума Всемирного русского народного собора «Русский язык в межнациональном согласии»


24-25 октября 2019 года состоялся VII Ставропольский Форум Всемирного русского народного собора «Русский язык в межнациональном согласии», в котором приняли участие ученые, политические деятели, работники министерств и ведомств, представители религиозных и общественных организаций, издатели, журналисты и учителя из различных регионов России, Франции, Украины, Латвии, Эстонии, Армении и Абхазии.

Эксперты признали актуальность вопросов, вынесенных на повестку Форума. Язык является важнейшим фактором возникновения, развития народов и их участия в историческом процессе. В условиях полиэтнического пространства России миссия языка обретает еще большую значимость. Русский язык, имея статус государственного, позволяет эффективно взаимодействовать многим народам, составляющим гражданскую целостность. Кроме того, он ощутимо представлен на постсоветском пространстве и активно используется для установления экономических, политических и культурных контактов между этими странами.

В современном мире в условиях глобализации языковые процессы приобретают новое звучание. Универсализация социокультурного пространства приводит к нивелированию национальных особенностей, к формированию «массовой культуры» и «общества потребления», чуждых духовным традициям народов. Однако современная действительность показывает утопичность мировой неоколониальной однополярной системы, подчиняющей интересам «центра» материальные и духовные богатства «периферии». Мир по факту уже становится многополярным, и русский язык открывает новые возможности, способствуя осуществлению коммуникаций с народами, поддерживающими российский цивилизационный курс, их ознакомлению с богатейшей культурой народов России.

Укрепление позиций русского языка является стратегическим приоритетом Российской Федерации. Русский язык как фактор укрепления позиций и внешнеполитического влияния России в мире не менее значим, нежели военно-политический и экономический факторы. Между тем в последние десятилетия отмечается недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по обеспечению (прежде всего, в системе общего образования) качества освоения русского языка и как родного, и как языка межнационального общения, и как государственного. Культура России и русский язык транслируют особый цивилизационный код нации. В условиях современных вызовов и угроз национальной безопасности России чрезвычайно важна роль русского языка в формировании общероссийской идентичности, единого образовательного и культурного пространства России, консолидации ее населения в единую гражданскую нацию.

Полифония культур и народов России реализуется и входит в мировую цивилизацию посредством русского языка. Именно благодаря владению русским языком и вхождению в российское культурное пространство, у всех народов России сформировались первые поколения национальной интеллигенции. Ее яркие представители осознавали родной язык как центральное ядро национальной культуры и всерьез были озабочены вопросами его сохранения. Одновременно, передовые деятели культуры народов России переводили на местные языки творения классиков русской литературы и выступали, таким образом, пропагандистами великой русской культуры, формировали чувство сопричастности к ней.

Важную функцию в сохранении и развитии русского языка, кириллического письма как основы духовной культуры российской нации выполняла и продолжает выполнять в наши дни Русская Православная Церковь. Оставаясь выразительницей культурообразующей для русского народа православной духовной традиции, Церковь на протяжении веков сохраняет и развивает не только высокие образцы русской словесности в лице своих выдающихся проповедников и духовных писателей, но и выступает хранительницей в своей богослужебной практике кирилло-мефодиевского наследия как исторической и духовной основы русского языка. Участники Форума выступили за признание церковнославянского языка как бесценного духовного достояния русской цивилизации, живого олицетворения внутренней связи русского языка с богослужебным и литературным наследием всех славянских народов.

Важную роль в продвижении ценностей русского языка и российской культуры имеют такие формы искусства, как театр и кино. Не случайно, 2019 год объявлен в России Годом театра. Театр и кинематограф в современном мире выполняют важную просветительскую функцию, и чем шире их аудитория, тем значительнее социальный эффект от усвоения зрителями содержания произведений театрального и киноискусства. Однако установка на получение прибыли уводит киноиндустрию от духовно-нравственного содержания в сферу развлечений и удовлетворения более низких потребностей. На современном театре и кинематографе лежит ответственность за нравственное, гражданское воспитание и просвещение аудитории, бережное сохранение чистоты русского языка как национального культурного достояния и его передачу будущим поколениям.

Вместе с тем, вызывает опасение вытеснение «книжного» типа культуры «экранным», что приводит к снижению грамотности и навыков самостоятельного мышления, делает молодежь восприимчивой к «клиповой», шаблонной информации, уязвимой перед манипуляциями общественным сознанием. Для формирования у молодежи культуры работы в сети Интернет, умения использовать цифровую информацию для решения собственных творческих задач требуется серьезная общегуманитарная, и в частности филологическая, подготовка в школах и вузах, в том числе при реализации технических образовательных направлений. На отделениях русской филологии отмечается негативная тенденция к снижению контрольных цифр приема, что в свою очередь приводит к снижению штатной численности на кафедрах русского языка и потере высококвалифицированных специалистов.

Особого внимания заслуживает проблема подготовки учителя русского языка для школ с родным (нерусским) языком обучения, проблема создания условий для использования в системе общего образования в качестве языков обучения государственных языков народов РФ одновременно (параллельно) с русским языком. Внедрение модели поликультурного полилингвального (с родным и русским языками обучения) образования в национальных республиках даёт мощный импульс для развития научных исследований в области родного языка, истории литературы, традиций, обычаев, истории родного народа, для создания учебников нового поколения, разработки новых методик обучения. Остро стоит задача обеспечения координации процессов разработки учебников и учебных пособий по русскому языку и русской литературе для общеобразовательной школы, адаптированных к лингвокультурологической ситуации в каждом субъекте РФ.

Решение представленного комплекса проблем требует разработки ряда региональных программ в области культуры и образования, ориентированных на:

  • сохранение позиций русского языка как основы межэтнического общения;
  • популяризацию решающей роли семьи в воспитании детей, подростков и юношества, повышение ее социального статуса и укрепление материального положения как фундаментальной среды воспитания и социализации личности, обеспечивающей вхождение в языковую и культурную среду;
  • возрастание роли и институциональной ценности языкового компонента образования в учебных организациях как информационно-коммуникативного механизма эффективного включения народов региона в процессы общероссийской интеграции;
  • достижение высокого уровня владения государственным русским языком – языком коммуникации многонационального народа России.
  • формирование у населения социокультурных компетенций;
  • выработку у молодежи навыков чтения, самостоятельного анализа литературных источников;
  • усиление общегуманитарной подготовки школьников и студентов;
  • создание творческих кружков по изучению наследия русской мысли и отечественной художественной литературы;
  • развитие у населения аксиопараметров и высококультурных оснований в пользовании Интернетом.
  • повышение качества подготовки специалистов в области русского языка и литературы, родного языка и литературы народов РФ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом лингвокультурологических запросов в каждом из субъектов РФ; специалистов в области иностранных языков для учреждений общего образования с родным (нерусским) языком обучения.
  • обеспечения необходимым кадровым ресурсом учителей-русистов для работы в образовательных учреждениях всех уровней образования (в том числе путем увеличения контрольных цифр приема по соответствующим направлениям подготовки);
  • координацию процессов разработки учебников и учебных пособий по русскому языку для общеобразовательной школы, адаптированных к языковой ситуации в каждом субъекте СКФО, апробации и компетентному рецензированию этих учебно-методических комплексов; координацию работы по повышению квалификации педагогов-русистов;
  • поддержку и популяризацию церковнославянского языка;
  • мониторинг качества преподавания русского языка в субъектах СКФО и принятие необходимых мер по результатам такого мониторинга.

В ЭТОЙ СВЯЗИ ЦЕЛЕСООБРАЗНО:

  • разработать в рамках реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» стратегию реализации государственной языковой политики в общеобразовательных и профессионально-образовательных учреждениях РФ;
  • выработать «рамочные» подходы к обеспечению функционального сочетания русского и региональных (национальных, родных) языков в разных сферах жизни региональных сообществ;
  •  сделать постоянными федеральные и региональные экспертные и мониторинговые площадки обсуждения вопросов образования, реализации языковой и культурной политики и рассматривать их как важное условие своевременного и оперативного реагирования на образовательные запросы и потребности различных групп населения и учащейся молодежи;
  •  признать важным обновление ресурсов, форм и механизмов удовле-творения потребностей учащихся и студентов в углубленном изучении русского языка в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
  • разрабатывать и внедрять целевые программы привлечения в систему образования отдельных субъектов РФ  квалифицированных специалистов, прежде всего, по русскому и иностранным языкам с предоставлением жилищных и иных льгот;
  • организовывать открытые площадки для обсуждения и согласования языковых интересов различных групп населения — от коренных и титульных народов до диаспорных сообществ с участием политиков, управленцев, этнических активистов, экспертов, СМИ.
  • рекомендовать государственным классическим университетам субъектов СКФО организовать общеуниверситетские кафедры современного русского языка в целях повышения культуры русскоязычной устной и письменной речи у выпускников всех направлений подготовки и специальностей.
  • содействовать реализации национального проекта «Культура», включающего три федеральных проекта («Культурная среда», «Творческие люди» и «Цифровая культура»), а также региональных программ, направленных на сохранение русского языка как основы российской национальной идентичности и межнационального согласия народов России;
  • способствовать продвижению средствами массмедиа, кинематографа и театра приоритетов государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, как средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов России, как средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом;
  • расширять сотрудничество институтов культуры, образования и других государственных институтов, а также средств массовой информации, общественных, религиозных организаций и отдельных граждан в разработке проектов, направленных на утверждение в общественном сознании ценностей культуры русского языка как основы российской ментальности и необходимости сохранения чистоты речи во всех сферах жизни;
  • способствовать популяризации позитивных практик общественно-просветительской деятельности театров и кинематографа как носителей русского языка;
  • способствовать популяризации эффективных методик взаимодействия театров с молодежной аудиторией, а также практики привлечения учащейся молодежи в театры и другие учреждения культуры с помощью современных интернет-технологий;
  • разработать и реализовать программы дополнительного образования для сотрудников социально-культурной сферы Северо-Кавказского федерального округа, направленные на совершенствование грамотности русской речи и речевого мастерства.